Архів новин    Актуально    Шкільний екран    Зверніть увагу!    Соціальний захист     Гребінківська ОТГ    Лубенська РДА    Прес-реліз    Технології    Новини Полтавщини TV   


27.07.2021

Оккупация Полтавы 1941-1943 годов: как местные жили с немцами


С сентября 1941 года Полтавщина попала в зону военного управления ввиду близости фронта


О том, как жили полтавчане в период нацистской оккупации рассказала доктор исторических наук, доцентка кафедры истории Украины Полтавского педагогического университета Людмила Бабенко.

Знаковый сентября

Полтава была оккупирована очень быстро. После того, как окружили Киев, оккупация Полтавской области была фактически делом недели.

Уже к концу сентября 1941 была оккупирована вся Полтавщина, а Полтаву окружили 18 сентября. Людмила Бабенко говорит, что сентябрь в контексте военной истории Второй мировой войны, для Украины очень знаковый и перенасыщен.

Оккупация Полтавщины продолжалась с сентября 1941 года до сентября 1943 года. Бабенко говорит, что это достаточно длительный период, как для жизни на оккупированных территориях. Поэтому не случайно, что именно в период оккупации поведение населения изменялось.

Постановочные фото, где украинские женщины якобы искренне приветствуют немецкого «освободителя»

Речь идет о различных проявлениях коллаборационизма - сотрудничества с оккупантами, попытки приспособиться к новым условиям, чтобы выжить. И поэтому даже несмотря на характер оккупационной власти, полтавчане пытались организовывать собственную национальную, религиозноую и культурную жизни. Больше о Второй мировой войне можно прочитать на сайте
https://istmira.com/drugoe-vtoraya-mirovaya-voyna/11328-vtoraya-mirovaya-voyna-kratko-prichiny-etapy-i-rezultaty.html


Оккупация Полтавы 1941-1943 годов: как местные жили с немцами
 

Повседневность в оккупации

С сентября 1941 года Полтавщина попала в зону военного управления ввиду близости фронта. Когда линия фронта с Харьковщины подвинулась на восточные территории, власть в Полтаве передали гражданской немецкой администрации.

Полтавщина сразу входила в состав киевского генерального округа. Затем все 6 генеральных округов на территории Рейхскомиссариата Украина была разделена на районы - гибиты. Как говорит Людмила Бабенко, гибиты по своим административными границами не отличались от советского административного деления:

«И поэтому неудивительно, что в газетах оккупационного времени, которые выдавались на Полтавщине мы видим почти не измененное админделение, речь идет об издании "Лохвицкие Известия", "Миргородские Известия", "Полтавские Известия", которые выходили на украинском языке. Советское руководство почти ничего не меняло».

Когда линия фронта отодвинулась от Полтавы, о войне здесь мало что напоминало. Контролем за соблюдением внутреннего порядка, по преступностью, кражами, административными нарушениями занималась украинская полиция. Она формировалась по следующей формуле: 1 полицейский на 200 - 300 человек.

В полицию принимали мужчин «политически незапятнанных» в возрасте от 18 до 45 лет, физически здоровых, ростом не менее 165 сантиметров. Владение украинским языком было обязательным.

Полиция создавалась Украинская, которые имели «свои счеты» с советской властью. Как правило, это были откровенные враги советской власти, разделяли идеологию нацистов и с особой жестокостью относились к соотечественникам. Но среди них были и случайные люди, которые просто не имели другого выбора. Немцы давали возможность сделать выбор: или едешь на принудительные работы в Германию, или идешь в народную полицию. И люди выбирали такую ​​альтернативу, только чтобы остаться дома.

Людмила Бабенко говорит, в полицию шли и те, кто стремился хорошо заработать:

 «Полицаям хорошо платили, они получали в дойчмарках плату, плюс имели обмундирование и паек. Полицейские, которые имели маленьких детей, получали доплату. Были и те, кто по поручению советских подпольных органов спецслужб шли работать в полицаи за добычей информации, котора затем играла важную роль для планирования военных операций ».

Во время оккупации в Полтаве работали городские и районные управы, которые заботились о социально-бытовой области: поддержание в надлежащем порядке улиц города, уборка мусора, ремонт канализационных сетей или зданий, подвергшихся разрушениям при бомбардировке.

Полтава тлела от пожаров

Кстати, Полтава была одним из самых уцелевших городов в начале войны. Когда нацисты уже оставляли Полтаву осенью 1943 года, то только тогда они отомстили сполна. Тогда практически поджигали все, что можно было поджечь. Это делали специально.

Во время ухода оккупантов, сгорел весь исторический центр Полтавы. Например, немцы взорвали помещение Полтавского педагогического университета, когда отходили из Полтавы. В воспоминаниях современников, говорит Людмила Бабенко, есть информация, что после отступления немцев, когда Полтава еще тлела от пожаров, брусчатка была такой горячей, что по ней в обуви трудно было ходить.

«Это та же свита, только на другую сторону шита»

На протяжении всей оккупации советская власть рассчитывала на массовый героизм и самопожертвование полтавчан. Людмила Бабенко говорит, что такого не произошло. Большинство людей выбирали жизнь в оккупации, идя на наиболее распространенный вид коллаборационизма - ради выживания.

Это экономическая форма приспособления, когда работали за паек, как, например, в селах, где сохранились колхозы и осталась общетрудовая повинность. Крестьяне, по-прежнему выходили на работу в советские колхозы, где им отмечали трудодни. По словам Бабенко, для крестьян Полтавщины с приходом немцев почти ничего не изменилось:

«Какую позицию занимало Украинское крестьянство. Коллективизация со всеми ее последствиями, с голодомором, массовым обнищанием крестьянства, превращение их в наемных работников тоже наложило отпечаток. Крестьяне ожидали, что колхозы распустят, землю разделят в частную собственность, а взамен они получили те же колхозы, только под немецким названием».

Крестьяне разочаровались не только в немецкой экономической политике, но и очень от нее страдали. Известно, что крестьян обложили еще и натуральным налогом в пользу немецкой армии. Налог назывался «контингент», как когда-то план хлебозаготовок. Поэтому среди крестьян возникла такая поговорка о немцах «это та же свита, только на другую сторону шита».

Между прочим, немцы не имели каких-либо проблем с продовольственным снабжением. Они могли себе позволить купить на рынке любые продукты, которые продавали местные. Их обеспечивала Германия привычными для них деликатесами. Вместе с тем, они занимались и самообеспечением. Особенно гарнизоны, которые длительное время находились в населенных пунктах.

В то же время украинцы имели большие проблемы с обеспечением продовольствием. Продукты стоили очень дорого, поэтому в основном украинцы использовали бартер. Немцы к концу 1941 года не позволяли базарную торговлю, потому что продовольствие и вещи считались трофеем великой Германии. И поэтому продавать его местному населению в их планы не входило.

Культурная жизнь в оккупации

Во время оккупации в Полтаве работали: 2 кинотеатра, в которых показывали немецкие фильмы, некоторые - с украинским переводом, театрализованный ансамбль украинской песни и танца, детский театр с балетной студией и хором, летняя эстрада в Петровском парке, театр-варьете и другие культурные учреждения. Правда, рассчитаны они были преимущественно на обслуживание немцев.

Во время оккупации в Полтаву переехал, не успев эвакуироваться из Киева, известный на весь мир оперный певец Борис Гмыря. Он был солистом Киевского оперного театра, переехал в Полтаву и здесь он жил больше года. Преимущественно, пел для немцев. Людмила Бабенко говорит, что это было одной из причин того, что после войны он попал в опалу к советской власти:

«Он и дальше пел, но премий, званий, почестей был лишен. Даже через десятки лет после смерти певца, его жене и родным, с большим трудом, удалось достичь разрешения устроить в его квартире мемориальный музей. Это было не прощения того, что он пел для немцев».

Также, обычной частью культурной сферы было образование и культурные организации. В Полтаве и других населенных пунктах создавали традиционные просветительские организации, инициаторами создания которых выступала полтавская интеллигенция, уцелевшая после двадцати лет большевистского террора.

Деятельность украинских сил

Во-первых, была создана организация Украинской Красного креста для помощи военнопленным. На территории Полтавы были передвижные лагеря военнопленных, которые располагались в районе Красных казарм.

Также создали общество взаимопомощи, открывали начальные школы, выдавали украинские газеты. Украинская интеллигенция охотно работала в этих газетах, писала публикации. В основном эта пресса подчинялась просветительским целям. Конечно, первую полосу посвящали победам немецкой армии на фронте, прославлению хозяйственного таланта немцев, их рационального способа хозяйствования. Иначе эти газеты просто не увидели свет. Эти газеты сохранились в архивах Полтавы.

В Полтаве было хорошо организован досуг от украинских сил. Украинская жизнь в период оккупации не затухла. Несколько скоромнее но оно было: и культурные формы жизни и образовательные, и религиозные, однако оккупационные немецкие власти полностью контролировали жизнь местного населения.

Схожі матеріали:
👁 4900
Категорія: Прес-реліз
Теги: война, немцы, Совецкая власть, полтава




Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

СВІЖІ ПУБЛІКАЦІЇ